Печать

Воспитательная работа

Воспитание — педагогически организованный 
 целенаправленный процесс развития обучающегосякак личности,
гражданина, освоения и принятия им ценностей, 
 нравственных установок и моральных норм общества

 Цель и задачи воспитания российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования –высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

 Воспитательная работа образовательной системы Минусинского района направлена на построение целостного пространства духовно-нравственного развития школьников. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом, в образовательных учреждениях создаются условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям.

 Основными направлениями воспитательной работы являются:

  • организация и проведение традиционных мероприятий;
  • работа по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • физкультурно-оздоровительная работа и спортивные достижения школ;
  • дополнительное образование;
  • совместная деятельность с психологической службой;
  • работа школьного самоуправления и детских организаций;
  • организация воспитательного процесса в классных коллективах.

 

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ
2 Проблема насилия существует с тех пор, как человек осознал себя человеком, живущим в обществе. Самые разрушительные последствия психологического насилия для человека, его Личности, происходят, если оно совершается по отношению к ребенку. Речь идет  о сфере взаимоотношений Взрослого и Ребенка: о воспитании, образовании и каждодневном общении.

Что  такое физическое насилие, каждый из нас знает. А что же такое психологическое насилие?  Под психологическим насилием мы подразумеваем такой тип отношений, при котором другой человек (в данном случае ребенок) является "живым объектом" воздействия: это отношение к ребенку, удовлетворяющее ту или иную собственную потребность взрослого за счет ребенка. Полюса шкалы такого вида  насилия образуются психологическим садизмом с одной стороны и гиперпротективной  любовью с другой стороны. Психологический садизм и гиперпротективная любовь на первый взгляд диаметрально противоположны, сходство же этих  типов отношений в том, что и тот, и другой тип отношений являются манипулятивным и - неизбежно - насильственным.

Принять ребенка таким, каков он есть, вовсе не означает передачу ему всей полноты ответственности за процесс и результат воспитания. Что бы мы не говорили, общение с ребенком всегда ассимитрично: на стороне взрослого опыт, предвидение и понимание последствий, ответственность, сила. И никакое воспитание невозможно с позиции слабости - оно требует от воспитателя, родителя, учителя силы, создающей энергетическое поле воспитания. Но где пролегает грань между этим силовым полем и полем насилия? Как различить их? Как не заступить за эти границы? Как вообще получается так, что любовь к детям оборачивается насилием над их душами? Если взглянуть в душу взрослого, прибегающего в общении с ребенком к психологическому насилию, то можно понять и почувствовать, что на языке психологического насилия говорят саднящие, разъедающие проблемы самого взрослого. Каскад внутренних конфликтов самих взрослых прорывается в неконтролируемом (интонация, поза, жесты) и не адресованном непосредственно ребенку поведении взрослых, какие бы мы при этом не говорили правильные слова. Ребенок чувствует это противоречие. Взрослый предстает перед ним как расфокусированное изображение, которое не отвечает реальной потребности ребенка в определенности, стабильности, помогающей ему формировать собственное "Я".

Другой крайностью в отношениях между ребенком и взрослым является вседозволенность. Каждый ребенок в раннем детстве ищет пределы дозволенного, ему необходимо не только услышать, но и почувствовать границы разрешенного. Со временем у большинства детей это действие совершается "в уме".

Что делать, если ребенок заупрямился? 

Надо помочь ребенку понять, что произошло, установить с ним контакт, решить проблему вместе с учетом его мнения, а точнее - предоставить ему возможность принять и решение, и ответственность за него.

Как это сделать? 

  • Постарайтесь понять, что скрывается за поведением ребенка и что он пытается им выразить.
  • Прислушайтесь к его словам. Вникните в проблему, о которой он говорит.
  • Предложите придумать как можно больше вариантов разрешения этой проблемы (даже если некоторые из них окажутся совершенно фантастическими)
  • Попросите ребенка оценить преимущества и недостатки каждого из вариантов.
  • Обсудите их вместе с ребенком и позвольте ему самостоятельно решить, какой из вариантов предпочтительнее.
  • Попросите ребенка представить себе возможные последствия варианта, который кажется ему самым удачным.
  • Когда ребенок выполнит свое решение, дайте оценку тому, что получилось.
  • Помните, что такая совместная  деятельность укрепляет в ребенке веру в то, что он может самостоятельно справиться  с решением  проблемы, и приучает его к тому, что он отвечает за свое поведение.

Любое проявление жестокости кладет конец вашему диалогу с ребенком и нарушает взаимоотношения между родителями и детьми. В добавление к этому, ребенок учится таким же образом относиться к другим людям. Если вы считаете, что обидели ребенка, вы должны искренне извиниться перед ним. Это научит вашего ребенка поступать так же в случае, если он кого-нибудь обидит (в частности, и вас).

Стоит ли просить о помощи и в каких случаях?

Если вы почувствуете, что нуждаетесь в консультации и поддержке, это не свидетельствует о вашей слабости.

Если вы чувствуете, что больше не можете мириться с создавшимся положением, - это не говорит о том, что вы плохие родители.

Никто не готовит человека к выполнению родительских обязанностей, и если вы испытываете описанные ниже ощущения, то консультации со специалистами или курсы для родителей помогут вам в решении семейных проблем.

Итак, если:

  • ваши действия постоянно вызывают у детей обиду и протест;
  • вы агрессивны физически и словесно, когда сердитесь на детей;
  • вас удручает, что дети вас не слушаются;
  • действия детей слишком редко отвечают вашим ожиданиям;
  • вы чувствуете, что не способны разговаривать с собственными детьми;
  • вы чувствуете, что явно предпочитаете одного из детей остальным;

не стесняйтесь обращаться за помощью. Это не легко, но пусть вас ободряет тот факт, что многие родители, все-таки сделавшие это, нашли понимание и получили реальную помощь. Беседы со специалистами, посещение лекций, участие в групповых занятиях и встречах для родителей способствовали появлению у них чувства, что они не одиноки на “поле битвы”. Вы можете поделиться своим опытом с другими родителями и поучиться чему-то у них.

И вместо заключения хочется сказать: родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям.

 

В рамках кампании, посвященной "Всемирному дню без табака", организационно-методическое отделение КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» предлагает для распространения среди специалистов, несовершеннолетних и их родителей методические материалы.

5 причин бросить курить

Влияние табачного дыма на ребенка

Если ребенок начал курить

Без табака 2013

Занятие против курения

Мы против курения!